Появление закаленного стекла стало настоящим прорывом: с этого момента стеклянными стали делать не только окна, но и стены, крыши, внутренние перегородки и двери, столы и стулья, раковины и ванны. Понятия «дом» и «стекло» стали неотделимы друг от друга.
Одним из первых идею домов со стеклянными стенами начал продвигать Мис ван дер Роэ: достаточно вспомнить его павильон Германии в Барселоне, в котором прозрачные перегородки делали экстерьер частью минималистского интерьера, обогащая его и растворяя в окружении.
Со временем стекло обогатило интерьеры еще больше: сегодня из него изготавливают практически любые конструктивные элементы или предметы мебели. Секрет популярности прост: ей способствуют обширная цветовая гамма, широкий ассортимент декоративных эффектов и, конечно же, набор физических свойств, способный удовлетворить любые потребности.
Перегородки и двери
Очень важное качество, благодаря которому мы позволили стеклу играть в нашей повседневной жизни столь значительную роль, – это безопасность. При этом под безопасностью понимает как защита от повреждений «пользователя в процессе эксплуатации», так и противостояние внешним нежелательным воздействиям.
Характерным примером может служить многослойное ударопрочное стекло Stratobel от AGC. Даже если ухитриться разбить поверхность с одинарным остеклением, то получишь осколки с неострыми гранями, неспособные причинить вред.
Слои склеиваются между собой с помощью поливинилбутиральной пленки – аналогичная технология применяется в производстве автомобилей. Пленка, кстати, может быть цветной или с рисунком, сохраняя стеклу прозрачность или же делая его матовым. Но даже будучи прозрачным, такое стекло улучшит звукоизоляцию и защитит от ультрафиолета. А если Stratobel включить в состав стеклопакета и скомбинировать с другими стеклами, то оно справится и с раздражителями посерьезнее: производитель заявляет о свойствах пулестойкости, взрывостойкости и защиты от взлома. Такое можно без колебаний укладывать на пол или кроить на лестничные ступени.
Что же касается перегородок и ширм, в том числе массового производства межкомнатных дверей, то здесь часто используется стекло непрозрачное: матированное с кислотным травлением (Matelux от AGC), глянцевое цветное эмалированное (у AGC это Lacobel и Lacobel-T) или окрашенное в массе (Planibel Coloured, AGC).
Интересные декоративные возможности предлагает так называемое армированное стекло. Оно сохраняет свою целостность за счет внедренной в структуру металлической сетки – и благодаря ей же на поверхности может возникнуть эффектный объемный рисунок, наносимый с одной или двух сторон (например, стекло Imagin от AGC).
Востребованными в области изготовления перегородок оказываются и стекла со встроенными светодиодами. У концерна AGC они получили название Glassiled, и LED в них могут быть как монохромные, так и спектре RGB.
Мебель
Столы и столики, дверцы шкафов-купе и кухонных гарнитуров, барные стойки и стеллажи, раковины и душевые кабины – все это довольно часто изготавливается целиком или частично из стекла. При этом прочность, которой должно обладать стекло для производства предметов мебели, отличается от той, что нужна в стеклопакетах и составляющих «стеклянных стен». Пуленепробиваемость уходит на второй, если не на десятый план: главное – чтобы стекло было закаленным и поддавалось различным видам обработки, структурно при этом не разрушаясь. В первую очередь это резка под нужные размеры, а во вторую – техники, изменяющие цвет и текстуру: пескоструйная обработка, покрытие эмалями, шелкотрафаретная печать (AGC печатает индивидуальные орнаменты на стеклах Artlite).
Когда речь идет о столешницах, шкафах и прочих поверхностях, с которыми приходится часто вступать в контакт, лучше выбирать стекло, стойкое к загрязнениям и невосприимчивое к отпечаткам пальцев. К счастью, специальные покрытия с легкостью обеспечивают подобные свойства. У AGC есть даже антибактериальное стекло – его бактерицидные свойства уничтожают 99.9% всех бактерий, соприкасающихся с поверхностью, и препятствуют распространению грибка. Идеальный вариант как для больниц, так и для ванных комнат!
Кстати, для последних – в особенности для устройства душевых отсеков и прочих элементов зонирования – AGC рекомендует коллекцию узорного стекла Oltreluce, разработанную совместно с известнейшим дизайнером Микеле де Лукки. Итальянец особенно хорош в проектировании светильников, и три предложенных им узора для стеклянной поверхности смягчают перепады света, подчеркивают его игру и создают необычные отражения. При этом каждый из них доступен в трех версиях: на основе бесцветного, просветленного или посеребренного стекла, и версия с серебряным покрытием придает узору особенно необычную перспективу.
Зеркала
Зеркальные поверхности в основе своей тоже стеклянные, поэтому за последние годы, как и стекло, качественно изменились. Они опять-таки безопасные, устройчивые к коррозии, механическим и химическим воздействиям сильных чистящих средств. Зеркала, такие как Mirox MNGE от AGC – экологически чистые зеркала нового поколения, – со временем не покрываются пятнами и в разы более стойкие по всем показателям, чем те, к которым мы привыкли.
Стоит ли удивляться, что в моде нынче не зеркала сами по себе, а именно зеркальные поверхности. Если раньше акцент был на красивую раму, то теперь – на необычную форму. Очень популярна зеркальная мебель: дверцы платяных шкафов были таковыми по необходимости, от недостатка места, а вот комоды с фасадами-зеркалами – это уже особая эстетика, хотя и придуманная не сегодня. Вспомните бабушкину горку с задней зеркальной стенкой: хрусталя на полках казалось вдвое больше.
Сегодня эти правила умножения вышли за рамки мебельных приемов и используются в дизайне интерьера как такового. Зеркалами облицовывают оконные откосы, увеличивая таким образом поток солнечного света. Их устанавливают за маломощными настольными лампами, чтобы сэкономить электроэнергию. Если расположить зеркало на стене напротив окна, в комнате появится еще одно «окно» (в нем будут отражаться солнечный свет и мелькать проходящие мимо люди).
В конце концов, света – как и зеркал, и стекла, – в интерьере никогда не может быть слишком много.